Восточная Азия: Особенности восприятия религии и мировозрения

Восточная Азия – удивительный в плане духовно-культурного развития регион. Для многих европейцев это место – чёрный ящик. Неясно что, неясно где, неясно как. Западное общество на протяжении наибольшего периода времени придерживалось европоцентризма со времен античности. Христианство только усилило различия. В результате европейцы считали свою расу богоизбранной, самой культурной и самой «правильной». Во времена открытий и освоений новых территорий в Восточной Азии они нередко навязывали местным и религию, и образ жизни в лучшем случае. Но эти времена прошли, теперь в этом регионе находятся высокоразвитые страны: Китай, Япония, Корея и некоторые другие «азиатские тигры». С ними необходимо вести дипломатию, торговлю, активную коммуникацию. И именно поэтому у многих европейцев появился вопрос: как же понять этих азиатов? В этой статье как раз будет ответ на этот вопрос.

Религиозный синкретизм как отличие

Самым главным отличием восточно-азиатского общества от европейского является легко воспринимаемый религиозный синкретизм. Стоит сказать западному обывателю, что рядовой китаец исповедует три религии одновременно, и обыватель ничего не поймёт. Он и не сможет понять: прохристианское общество никогда не была лояльна к другим религиям. Конечно, некоторые национальные праздники и традиции, существовавшие при язычестве, остались, но христианская философия не пропиталась этими верованиями целиком. Нет здесь места человеку, по воскресеньям ходящего в храм, а в другое время проводящего оккультиские обряды. Зато в Восточной Азии человек может пойти в буддийский храм, по дороге зайдя к даосам, а по дороге обратно домой ещё и зайти к конфуцианцам. Просто жители Азии понимают, что никто не знает, что после смерти. Так почему же не подстраховаться и не попробовать исповедовать всё?

Религия – не государственное

Второе отличие – религия почти всегда отделена от государства. Ни во Вьетнаме, ни в Корее, ни в Китае ни одна религия не была и не является государственной. Лишь Япония выпадает из этого ряда в связи с синтоизмом, культивирующем императора-микадо. Но сейчас синтоизм не настолько сосредоточен на императоре, но всё ещё возводит его в культ. Также почти каждая религия в Восточной Азии занимала свою философскую нишу и делилась на множество школ. Иногда школы эти могли соперничать, но в целом считалось, что если кто-то исповедует что-то «неправильное», то он же может переродиться и потом исповедовать «правильное».

Традиции в абсолют

Третья разница – в обществе отдается приоритет религии и традициям. Почти во всём Китае есть миф о «Золотом веке», когда не было болезней, вражды, а смерть приходила лишь по просьбе. В этой эпохе правили Три легендарных властителя и пять легендарных императоров. И долгое время считалось, что этот век – пик благородия человека согласно концепции Небесного мандата. Небесный мандат – право на правление Поднебесной. Выдается только самому благородному из мужей. И последующие правители считались с примерами старины, так как тогда они могли стать такими же благородными. И эта любовь к старине распространилась и в Корее, и в Японии, и в других странах Восточной Азии.

Гармония с природой

Четвертая разница – созерцательное отношение к природе. Природа для азиата – это не просто земля, на которой нужно вырастить корм и добыть что-то из её недр. Это источник вдохновения, это объект с ритмом которого нужно жить в гармонии. В Японии лес даже наделен религиозными суевериями: там живут не только звери, птицы, насекомые, но и духи. Япония в этом плане выделяется ещё тем, что несмотря на свою маленькую площадь и урбанизацию, около 70% её суши заняты лесами.

Кому принадлежит тело?

Пятая разница – восприятие принадлежности тела. Стоит спросить у европейца, кому, он думает, принадлежит его тело? Скорее всего, если он верующий, то скажет, что Богу, а если атеист, то скажет, что это только его собственность. А вот жители Восточной Азии считают, что их тело, их личность принадлежат коллективу, а прежде всего родителям. Это связано больше всего с конфуцианством, считающим, что человек должен ухаживать за родителями, а если человек будет сам по себе, то делать он такого не будет. Стоит только вспомнить браки по решению родителей, выбор учебы по решению родителей. Такое в Азии до сих пор есть.

Это далеко не все различия в восприятии мира жителей Европы и Восточной Азии, но самые важные из них. Их прежде всего стоит учитывать, стремясь к понимаю восточных соседей

Вам может быть интересно: